Туристические маршруты

kartaВ книге «Приходы и церкви Тульской губернии» указано: «Авдулово. Приход села Авдулово лежит в расстоянии от г. Тулы 120 верст и от уезда Ефремова 40 верст. Расположенный большею частию по течению небольшой реки Птани, он состоит из селений: Авдулова, Хомякова, Свинушек и Хуторей с населением 1257 душ крестьян мужского 1287 женского пола. Занятие жителей земледелие, а так же плотничество и сапожничество.  История первоначального образования прихода неизвестна; но название его  как полагают произошло от фамилии бывшего в селе землевладельца, помещика Авдулова.

Когда был построен первый деревянный храм св. Иоанна Воина, неизвестно, но в 1738-1743 гг. он уже существовал. Прошение о строительстве вместо него каменного храма было подано 4 мая 1759 года. И оно звучало так.  ( Прошение)

Строительство каменной церкви св. Иоанна Воина с такой же колокольней велось в 1759-1765 гг. на месте старого храма на средства местных помещиков, отставного поручика и данковского дворянства депутата Василия Семеновича Плахова и Петра Васильевича  Авдулова . освящен храм в 1766 году. В конце XIXвека в трапезной храма был придел св. вмч. Дмитрия Солунского.

Первоначально в приход церкви Иоанна Воина кроме с. Авдулово входила и деревня Крутой Колодезь, ставшая впоследствии с. Греково. До 1777 г. В приходе Иоанна- Воинской церкви насчитывался 331 двор, а штат храма состоял из трех священников. В конце XIXвека приход храма «состоит из селений: Авдулово, Хомяково, Свинушек и  Хуторей с населением 1257 душ крестьян мужского пола. 1287 женского пола». Причт церкви составляли священник , диакон и псаломщик. Церковной земли в это время 40 ½ дес., из которых усадебной 3 дес., пахотной 30 дес. И сенокоса 7 ½  дес.  С 1876 года в приходе храма св. Иоанна Воина существовало церковно-приходское попечительство и два народных училища – в с. Авдулово и в д. Хомяково.

Согласно описанию из страховой оценки 1910 года, церковь св. Иоанна Воина с. Авдулово построена «из дикого камня в 1766г. , строением ветхая, снаружи и внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской, длина церкви с колокольней 14 саж., наибольшая ширина 5 саж., высота до верха карниза 2 1\2 саж.,   на церкви 1 главка, больших окон 15, малых на главке 4. Иконостас длиной в настоящей 12 арш., высотой11 арш., иконостас в трапезной длиной 5 арш., высотой 5 3\4  арш. С лицевой и по 5 арш. С боковой стороны, при такой же высоте. Колокольня в 3 яруса, общей высотой до верхнего карниза 7 саж.» У храма стояло здание, в котором находились сторожка и церковно-приходская школа …, открытая в 1897 г., в которой в это время обучались 60 мальчиков и 20 девочек. В должности церковного старосты с 1902 года состоял мещанин Александр Гордеев.

Иоанно-Воинский храм был закрыт в 1930-х гг. в 1970-х гг. близ храма построено здание правления  местного колхоза, при этом частью его стен стала бывшая церковно-приходская школа. В середине 1970-х гг. храм был взорван, и в настоящее время на его месте находится пустырь , где разбросаны надгробные  камни с церковного погоста при храме. Одно из белокаменных надгробий принадлежало умершему в 1761 г. Местному помещику и храмоздателю П.В. Авдулову.

ilovepdf com

 

Благословенная грамота

Свитейшаго правительствующаго синода, члену приосветейшему Паладию епискуву резанскому ишацкому

Епархии вашего преосвещенства данковского уезда села ивановского авдулово тож  церкви светаго великомученика иоана воина отъ прихожена  и храмоздателя отъставнаго порутчика и данковского дворянства депутата василия семенова сна плахова они же следующемъ

                                  Покорнишее прошение

                                       1,

В прошлыхъ 1759  году маия 4 –го дня вашего преосвещенства просилъ я именованы по усердному своему обещанию всевышнему творцу и покоиной петръ  васильевъ  сынъ авдуловъ : о дозволении наместо ветхои построенои предками нашими диревянои церкви съданию в сиомъ уезде в селе авдулаве построить вид  каменного здания во имя тогошъ угодника божия иоана воина с пределомъ велико мученика дмитрия селунского!

                                 2,

И порасмотрению вашего преосщенства выше показанного числа прислана на имя наше благословенна грамота опозволении строитъ

В 1926 году село Авдулово является центром Авдуловского сельсовета, Шиловского района Тульской губернии В селе имелось 142 хозяйства крестьянского типа и 4 прочего, в которых проживало 336 мужчин и 375 женщин.

Послереволюционный период. (со слов Кажуриной М.И 1924 г. И Новичковой М.И. 1926 г.)

В этот период появляются колхозы, деревни нашего села переименовываются: Первовка – колхоз имени Ворошилова, Знаменка – колхоз имени Молотова, Хуторя – колхоз Ново-Лаврово, Авдулово – колхоз «Вперед!», Писарево –Колхоз имени Калинина, Хомяково – колхоз имени Фрунзе. Главным занятием было земледелие. Кроме зерновых выращивали табак, капусту, морковь. Табак подвязывали  и отправляли в село Куркина Тульской области, в 10 километрах от с. Авдулово. Работали от зари до зари. Землю пахали на лошадях ( к примеру в колхозе им. Молотова было 30 лошадей). Самым большим колхозам был колхоз «Вперед!» - Авдулово. Вся земля была занята, пахались даже лощины. Так же немалый доход колхозам давали барские сады( помещика Писарева, Давыдова, княгини Горчаковой.

Рядом с барским садом в деревне Давыдово находилась конная молотилка (50-90 годах находился стан для техники). Работали за трудодни. Прокормить семью было тяжело, в семье было по 8-10 детей. Когда рождался мальчик, была большая радость, на мальчиков давали землю.

Пекли свой хлеб. Мололи свою муку, на водяных  мельницах. На территории Авдуловского сельсовета их было три. Сейчас эти места называются Бучалом, река в этих местах глубокая. В старину связывали двое вожжей, привязывали к ним груз и дна не доставали (более 20 метров) сечас по берегам этих мест остались земляные волы – рукова.

Военные годы.

 На территории нашего села военных действий не было, но зимой 1941 года, перед наступлением под Москвой, располагались войска в нашей деревне. Со слов сторожил, солдаты должны были наступать по направлению деревни Свинушки. В это время бои шли возле города Ефремова (40 км от деревни).

Рождество

В рождественский сочельник 6 января вечером  ходит Коляда.  Главным атрибутом Каляды является безмен, она поет рождественские «калядки»:

Каляда пришла на кануне Рождества

Кто не даст пирога того корову за рога

Кто не даст пышку тому в лоб шишку.

А затем спрашивала у хозяев, как жили они этот год, хорошо ли трудились, не ругались ли они дома, слушались ли детишки, и «взвешивала» безменом все плохое и хорошее. Хороших хозяев хвалила, а плохих журила. Могла крючком поддеть, а могла и вдоль спины пройтись. А хозяева,  чтобы задобрить Каляду угощали её мочеными яблоками, пирогами и пышками.

Раннее утро Рождества

Ходили славили Христа. Заходили в дом и говорили:

Здравствуй хозяин с хозяюшкой

Христос рождается, славится

Открывайте сундучки

Доставайте пяточки

Богу на свечки, а нам на калачики

Но, прежде чем дать пятак, славившего сажали на порог и он говорил:

Чтоб коровушка телилась и доилась, в огороде чтобы все уродилось, курочки неслись, овечки паслись  и т. д. самому первому кто пришел в дом давали пятак, ну а последнему и до копейки доходило. Еще на Рождество была такая примета: если первым в дом вошел мужчина, то год для этой семьи будет счастливым и удачным.

IMG 1946

DSC01474Выгон скота

IMG 1954

ilovepdf com-1

tur2